АНАЛИЗ
развития системы негосударственных пенсионных фондов
по итогам 9 месяцев 2000 года
На развитие негосударственных пенсионных фондов в 2000 году в значительной степени повлияло начавшееся оживление в экономике России. Главным индикатором этого является преимущественное развитие НПФ, работающих с предприятиями отраслей экономики, в которых наблюдается рост промышленного производства. В значительно меньшей степени этот экономический рост сказался на открытых пенсионных фондах, работающих с населением,
жизненный уровень которого еще не ощутил в явной мере последствий роста.Основные показатели деятельности фондов по итогам 9 месяцев 2000 года представлены в таблице и на диаграммах 1, 2.
Таблица
№ № |
Наименование показателей |
В целом по фондам |
Крупнейшие корпоративные фонды |
Фонды основной группы |
||||
1.01.00 |
1.10.00 |
1.01.00 |
1.10.00 |
1.01.00 |
1.10.00 |
|||
1 |
Собственное имущество фондов (млн. руб.) |
17000,0 |
21025,1 |
11828,2 |
13553,0 |
5143,3 |
7454,0 |
|
2 |
Имущество для обеспечения уставной деятельности (ИОУД) (млн. руб.) |
4731,1 |
5633,5 |
3833,9 |
3881,1 |
880,9 |
1744,8 |
|
3 |
Пенсионные резервы (млн. руб.) |
10518,5 |
13437,1 |
7934,8 |
9587,9 |
2573,7 |
3841,3 |
|
4 |
Количество участников фондов (тыс. чел.), из них получающих негосударственную пенсию |
2382,9
258,5 |
2942,7
271,7 |
350,0
44,5 |
379,9
52,2 |
1997,6
209,9 |
2536,7
215,4 |
|
5 |
Сумма инвестированных средств (в том числе ИОУД) (млн. руб.) |
14285,3 |
17042,2 |
11371,4 |
12194,4 |
2901,1 |
4838,4 |
|
6 |
Сумма пенсионных взносов за 9 месяцев 2000 года (млн. руб.) |
2225,0 |
824,9 |
1399,1 |
||||
7 |
Сумма пенсионных выплат за 9 месяцев 2000 года (млн. руб.) |
443,2 |
145,5 |
297,0 |
Примечание
: 1. Крупнейшими корпоративными фондами являются НПФ "Газфонд", г. Москва; НПФ "ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ" г. Москва; НПФ "Сургутнефтегаз" Ханты-Мансийский а.о.; НПФ Электроэнергетики г Москва; НПФ "Уголь" г Москва, созданные крупнейшими корпорациями топливно-энергетического комплекса и действующие в рамках предприятий, входящих в этот комплекс;2. Фондами основной группы являются фонды, имеющие собственные средства в размере, превышающем 1250 тыс. рублей (15000 МРОТ), и не входящие в группу крупнейших корпоративных фондов.
Общая величина собственных средств негосударственных пенсионных фондов выросла за 9 месяцев 2000 года на 23,7%, при этом прирост пенсионных резервов составил 27,8%. По сравнению с 1 октября 1999 года рост этих величин составил 33,3% и 65,5% соответственно.
Общая величина пенсионных взносов, привлеченных фондами по заключенным договорам негосударственного пенсионного обеспечения за 9 месяцев 2000 года, составила 2225,0 млн. рублей. При этом сумма взносов по сравнению с тем же периодом 1999 года увеличилась в 1,9 раза. Большую часть пенсионных взносов (91,5%) составили взносы от юридических лиц.
В число 20 фондов, пенсионные взносы в которые за 9 месяцев 2000 года превысили 20 млн. рублей, входят фонды, работающие с предприятиями топливно-энергетического комплекса (6 фондов), транспорта (4 фонда), черной и цветной металлургии (4 фонда), машиностроения (2 фонда), связи (2 фонда), горнодобывающей промышленности и один открытый фонд. У десяти из этих фондов сумма взносов по сравнению с тем же периодом 1999 года увеличилась более, чем в пять раз. В их числе НПФ “Благосостояние” (Москва), НПФ “Регион-фонд” (Москва), НПФ “Социальное развитие” (Липецкая обл.), НПФ
“Социум” (Москва), НПФ “Социальная защита старости” (Челябинская обл.), НПФ “Железнодорожный” (Нижегородская обл.), НПФ “Шексна-Гефест” (Вологодская обл.), НПФ “Телеком-Союз” (Санкт-Петербург), НПФ “Алмазная осень” (Республика Саха (Якутия), Национальный НПФ (Москва).Сумма пенсионных взносов от физических лиц выросла по сравнению с тем же периодом 1999 года в 1,8 раза, однако их доля в общей сумме пенсионных взносов не превысила 10%. В этом продолжают сказываться последствия кризиса 1998 года. Напомним, что в докризисные периоды доля взносов физических лиц составляла от 20 до 30 процентов.
Число участников НПФ на 1 октября 2000 года составило 2942,7 тыс. человек.
Согласно имеющимся отчетным данным, в
2000 году пенсионные выплаты производили 147 негосударственных пенсионных фондов (64,2% общего числа фондов, представивших отчетность). Дополнительную пенсию в системе негосударственных пенсионных фондов получали 271,7 тыс. человек, за 9 месяцев выплаты составили 443,2 млн. рублей. Средний размер пенсии, полученной участниками, составил в расчете на месяц 181,2 рублей.У 43 негосударственных пенсионных фондов пенсионные выплаты за 9 месяцев 2000 года превысили 1 млн. рублей. Наиболее значительные выплаты дополнительных пенсий (в объеме более 10 млн. рублей в целом по каждому фонду) осуществляли негосударственные пенсионные фонды НПФ “Газфонд” (Москва), НПФ “Алмазная осень” (Республика Саха (Якутия), НПФ “Железнодорожный” (Нижегородская обл.), НПФ Электроэнергетики (Москва), НПФ “ГАЗ”(Нижегородская обл.), НПФ “Шексна-Гефест” (Вологодская обл.), НПФ “Стимул-Фонд” (Кемеровская обл.), Первый Национальный ПФ (Москва), НПФ “Уголь” (Москва), НПФ “ЛУКойл-Гарант” (Москва).
На 1.10..2000 г. негосударственными пенсионными фондами инвестировано в различные секторы экономики, финансового и фондового рынков 17,0 млрд. рублей средств (в том числе 13,4 млрд. рублей средств пенсионного резерва), что превышает соответствующие данные на начало года на 19%.
Данные о структуре инвестиционного портфеля негосударственных пенсионных фондов приведены на диаграммах 3, 4.
Данные о вложениях в векселя и другие неэмиссионные ценные бумаги показывают, что их доля превышает вложения в государственные ценные бумаги и банковские вклады вместе взятые и практически не зависит от размера фонда. Средний срок обращение векселей в
III квартале составил 50-60 дней. До кризиса августа 1998 года эту нишу в инвестиционном портфеле занимали краткосрочные ГКО. Перемещение инвестиций фондов из государственных ценных бумаг в векселя свидетельствует о сохранении недоверия к государственным бумагам и неразвитости фондового рынка.Настоятельной необходимостью становится внедрение новых финансовых инструментов, прежде всего долгосрочных, позволяющих реализовать преимущества накопленных в фондах “длинных денег”. В этой связи представляется важным вопрос о выпуске государственных ценных бумаг, ориентированных на их использование для размещения пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов.
С началом 2000 года возобновлен процесс лицензирования. На 1.10.2000 г. выданы лицензии 22 фондам. В числе этих фондов 9 расположены в Москве, 3 в Иркутской и 2 в Самарской областях, по одному - в Удмуртской Республике, Свердловской и Томской областях, Санкт-Петербурге, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах
. Первые фонды, имеющие лицензию Инспекции НП, появились в Республике Татарстан и Астраханской области. Что касается Республики Татарстан, то в ней расположены еще 8 фондов, имеющих лицензию Республики Татарстан. Инспекцией НПФ утвержден согласованный с Комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку Республики Татарстан, осуществляющей в республике контроль за деятельностью НПФ, и с Лигой негосударственных пенсионных фондов Республики Татарстан план-график представления фондами, расположенными в республике, документов для получения лицензии Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Минтруде России, предусматривающий представление документов всеми фондами в первом полугодии 2001 года. Собственные средства фондов, получивших лицензию в 2000 году, превышают 740 млн. рублей.Можно считать завершенным формирование нормативной базы государственного регулирования негосударственных пенсионных фондов.
Принятое Правительством Российской Федерации постановление “О порядке заключения негосударственными пенсионными фондами договоров с депозитариями и особенностях деятельности депозитариев, обслуживающих негосударственные пенсионные фонды” (от 28.04.2000 № 383) определило функции депозитария, обслуживающего негосударственный пенсионный фонд, в том числе и функцию ежедневного контроля за соблюдением фондами и управляющими компаниями ограничений по инвестированию пенсионных резервов, правил размещения пенсионных резервов, состава и структуры пенсионных резервов, установленных нормативными правовыми актами Правительства
Российской Федерации и актами Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Минтруде России.Из 12 организаций, имеющих на 1 декабря лицензию на осуществление деятельности специализированного депозитария инвестиционных фондов и паевых инвестиционных фондов, 10 организаций изъявили желание работать с негосударственными пенсионными фондами. Инспекцией проводится работа по отработке технологии взаимодействия при осуществлении контроля за деятельностью фондов. По состоянию на 1 декабря заключено 6 соглашений, юридически оформивших такое взаимодействие, еще 4 соглашения находятся в различных стадиях проработки.
В настоящее время депозитариями проводится отработка взаимодействия с фондами и заключение депозитарных договоров. По поступившим в Инспекцию докладам на 1.12.2000 г. с 6 депозитариями договоры заключили 25 фондов.
Большое значение для завершения формирования нормативной базы регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов является разработка и выпуск нормативного акта Минфина России по бухгалтерскому учету операций по негосударственному пенсионному обеспечению населения. Введение нового плана счетов и принятие второй части Налогового кодекса потребовало внесения корректив в уже разработанный проект нормативного документа.
Федеральным законом “О негосударственных пенсионных фондах” предусмотрено, что фонды имеют право на льготы по налогам, таможенным и иным федеральным сборам и платежам в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации.
Условием развития негосударственного пенсионного обеспечения является наличие развитой системы мер государственной поддержки, включающей в себя:
освобождение от всех видов налогообложения пенсионных взносов предприятий в негосударственные пенсионные фонды, а также операций, связанных с размещением пенсионных резервов;
исключение из облагаемой подоходным налогом базы взносов граждан на дополнительное добровольное пенсионное страхование, осуществляемое как через негосударственные пенсионные фонды, так и через страховые компании;
создание благоприятного инвестиционного климата для размещения пенсионных резервов, в том числе выпуск защищенных от инфляции государственных ценных бумаг и доступ к реализации долгосрочных проектов, обеспеченных государственными гарантиями.
Деятельность пенсионных систем во всех промышленно развитых странах сопровождается аналогичными мерами государственной поддержки.
В этой связи принятие
II части Налогового кодекса Российской Федерации является шагом, реализующим систему налогообложения, в наибольшей степени сдерживающую развитие негосударственного пенсионного обеспечения. Вновь вводимое налоговое законодательство означает фактическую отмену решений Правительства Российской Федерации, направленных на поддержку негосударственных пенсионных фондов, лишает работодателей экономических стимулов участия в негосударственном пенсионном обеспечении своих работников и может привести к снижению темпов развития этого вида пенсионного обеспечения граждан.Следует, однако, подчеркнуть, что на уровне руководства Правительства Российской Федерации имеется понимание необходимости совершенствования налогообложения негосударственных пенсионных фондов и их участников и даны поручения заинтересованным министерствам и ведомствам по подготовке соответствующих изменений и дополнений к части второй Налогового кодекса Российской Федерации
Дальнейшее развитие системы негосударственного пенсионного обеспечения и центрального звена этой системы - негосударственных пенсионных фондов связано с реализацией этой задачи, с последовательным усилением государственного контроля за ее формированием и развитием.
Инспекция НПФ
при Минтруде России
Диаграмма1. Число негосударственных пенсионных фондов
(количество выданных и аннулированных лицензий)
Диаграмма 2. Изменение имущества фондов по времени (млн. рублей)
Диаграмма 3 Изменение структуры инвестиционного портфеля (%)
Диаграмма 4 Структура инвестиционного портфеля в зависимости от величины
пенсионного резерва фондов (млн. рублей)